Startups Dev

Словарь стартапера

Если слова "питч", "кастдев", "трекшн", "верчур" и другие термины из стартап-тусовки вам малознакомы и вы не понимаете о чем говорят ваши коллеги, то данный словарь это то, что вам нужно. Мы собрали наиболее часто употребляемые термины в профессиональной стартап среде, чтобы вы чувствовали себя увереннее с инвесторами, ангелами и другими представителями комьюнити.
А

Акселератор — это организация или программа для поддержки стартапов, которая оказывает помощь с финансированием, наставничеством, ресурсами, полезными контактами, а также с привлечением инвестиций. Программы акселераторов обычно длятся несколько месяцев.

База акселераторов РФ →
Б

Бизнес-ангел — это частное лицо, независимый инвестор, которое вкладывает свои личные денежные средства в перспективные проекты на начальном этапе их развития в обмен на долю в стартапе. Также может выступать в качестве эксперта-консультанта.

Бэклог (backlog) — термин из Agile (методологии разработки), означающий сформированный список всех задач, пожеланий и требований к проекту. Каждая задача в бэклоге имеет свой приоритет, от которой зависит порядок ее реализации.
В

Венчур (venture — "авантюра, рискованное предприятие") — инвестиции в инновационный бизнес с высоким риском. Предполагается что такой бизнес перспективен и при реализации будет получена высокая прибыль, которая компенсирует высокие риски.

Венчурный фонд — финансовая организация ориентированный на работу с инновационными проектами (стартапами), которые для обычных банков и рынков капитала считаются слишком рискованными.
Д

Долина смерти — это часть жизненного цикла стартапа, когда MVP уже запущен, но продажи не покрывают расходы на поддержание работы.

Подробнее →

Доширак-рентабельность (Ramen-Profitble) — это описание состояния стартапа, когда его рентабельность позволяет компании выживать и быть в плюсе, но еще не достаточно, чтобы выплачивать основателям хорошую зарплату и дивиденды.
Е

Единорог компания с текущей оценкой более $1 млрд. Термин "единороги" (unicorns) используют, чтобы подчеркнуть успешность компании. Термин придумала основательница Cowboy Ventures Эйлин Ли в 2013 году. Она упомянула 39 стартапов, стоимость которых оценивалась более чем в $1 млрд. Термин подчеркивал редкость таких стартапов.
К

Киллер фича (Killer feature) – особенный функционал или качество продукта, которое дает стартапу конкурентное преимущество.

Коммитмент (commitment — «обязательство») — договоренность что-то сделать. В стартапах чаще речь идет о финансовых обязательствах, инвестициях. Например, подтверждение от инвестора готовности вложиться в проект.

Краудфандинг (Crowdfunding) — это способ коллективного финансирования проекта, при котором происходит сбор денег от людей, которые хотят поддержать идею. Они совершают покупку продукта еще до его создания/релиза. Собранные от клиентов средства идут на реализацию и развитие продукта. После релиза клиенты получают продукт и возможные дополнительные бонусы/скидки за поддержку идеи.

Кремниевая Долина (Silicon Valley) — это регион близ Сан-Франциско в штате Калифорния (США), который стал известным благодаря большой плотности высокотехнологичных компаний. Термин "Кремниевая Долина" приобрел известность в 1970-х годах из за технологической опоры на кремниевый транзистор, который используется во всех микропроцессорах. Развитию Кремниевой Долины способствовало сосредоточение ведущих университетов, источников венчурного финансирования, близости к крупным городам и средиземноморский климат. Это место стало центром технологичного бизнеса, самое большое количество компаний единорогов зарождаются именно в Кремниевой Долине, наиболее известные - Apple, Google (Alphabet Inc.), Meta (Facebook).
П

Пивот (pivot - "поворот") это изменение курса стартапа, направленное на тестирование нового способа развития. Иногда пивот кардинально меняет бизнес-модель, а иногда позволяет внести небольшие правки. Pivot - это часть методологии бережливого стартапа, разработанной Эриком Райсом.

Подробнее →


Питч (pitch) — это короткая презентация проекта перед инвесторами. Цель питча доказать состоятельность проекта, произвести впечатление, привлечь инвестиции. Различают три вида питчей — elevator pitch (презентация для лифта), idea pitch (питч-идея) и funding pitch (питч для инвестиций).


Питч-дек (pitch deck) — короткая презентация, изложение бизнес-плана, быстрый способ установить контакт с важным для стартапа человеком.
C

Стартап (startup) — это временная форма организации, где новые идеи / гипотезы тестируются на прибыльность и масштабируемость в условиях ограниченного времени и ресурсов.
Т

Термшит (Term Sheet — «список условий») — документ, в котором зафиксированы договоренности по основным условиям предполагаемой сделки. Чаще всего речь идет именно об инвестиционных сделках заключаемых между стартапом и инвестором.

Трекер (tracker) — человек, наставник, который помогает в развитии стартапа. Трекер, как правило, имеет опыт в построении успешных проектов в схожей сфере и обладает нужной экспертизой. Основная его задача - это обеспечение трекинга стартапа: решение проблем, помощь c масштабированием проекта, консультации в сфере продаж, производства, менеджмента и т.д.

Трекшн (traction) — набор основных показателей стартапа в динамике, показывает насколько проект реализовывает свою бизнес-модель. Инвестор на основе трекшена судит о потенциале стартапа.

Триал (trial) — период на который выдается продукт для ознакомления клиенту, после которого необходимо либо купить полную версию.
Ф

Фандрайзинг (fundraising) — процесс поиска инвестиции для реализации идеи, развития проекта.

Фаундер (founder) — основатель, который запустил стартап. Идейный вдохновитель, который создал и определил развитие организации.

Фримиум (англ. Freemium) — от слов "free" и "premium", метод монетизации, при котором версия продукта с базовым функционалом предоставляется бесплатно, а за расширенный функционал взимается плата.
Э

Экзит (exit) – выход из стартапа основателя / партнера / инвестора через продажу своей доли.
Ю

Юнит-экономика (unit economics) – метод расчетов, который помогает оценить прибыльность одного юнита (unit, англ. — единица измерения). В качестве юнита выступает типовой поддающийся количественной оценке объект, который создает ценность для бизнеса — единица товара или один клиент. Традиционно метод используется, чтобы оценить финансовый смысл в масштабировании стартапа и где у проекта точка безубыточности.

B

Bootstrapping (бутстрэппинг — "затягивание поясов") — финансирование стартапа на свои деньги и средства с продаж продукта, без привлечения внешних инвестиций.

Burn rate (скорость сгорания) — показатель количества денег, которая компания расходует ежемесячно для поддержания текущей деятельности. Другими словами это показатель отрицательного денежного потока. Если баланс компании поделить на burn rate, получится количество месяцев, которые компания сможет оставаться на плаву, при условии отсутствия поступлений. Благодаря этому можно понять как быстро может «сгореть» бизнес. Например, у вашей компании имеется резервный фонд 5 млн руб, а burn rate равен 1 млн руб., легко рассчитать, что фонда компании хватит только на 5 месяцев.
C

CEO (chief executive officer) — главный исполнительный директор компании, аналог на русском - генеральный директор.

CIO (chef Information officer) — директор по информационным технологиям или ИТ-директор.

CTO (chief technical officer) — главный инженер, технический директор.

CustDev (полн. customer development) — дословно развитие клиентов или точнее развитие отношений с клиентами. Процесс получения обратной связи от потенциальных клиентов методом демонстрации идеи или прототипа. В процессе CustDev выявляются проблемы и только потом разрабатывается продукт, который решает эти проблемы.
D

Dilution (размытие) — размытие капитала, выпуск дополнительного количества акций, при котором уменьшаются процент акций, которыми владеют текущие акционеры.
E

EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — это прибыль компании до выплаты процента по кредитам, налога и амортизации по основным нематериальным активам. EBITDA помогает оценить жизнеспособность организации в целом. Данный показатель привлекателен для инвесторов, так как он дает возможность некоторым образом уравнять предприятия с разной учетной политикой и провести их сравнение.
F

FFF или 3F (Friends, Family and Fools) — первичный этап финансирования, который берется от от семьи, друзей и «дураков». В Fools речь о людях не имеющих опыта инвестирования в подобные проекты и не осознающие все риски. Фраза пошла из кремниевой долины и стала крылатым выражением и даже термином.
G

Go-to-market strategy — стратегия выхода продукта на рынок. Описывает необходимые шаги для выхода. Включает в себя четкое понимание вашего целевого рынка, предложения, описывающего, как ваш продукт решает проблему клиента, ценовую стратегию и план распространения.

Growth Hacking (гроусхакинг) — нетрадиционные способы привлечения аудитории. Это современная тенденция в маркетинге, направленная на поиск необычных решений и инноваций, которые приводят к быстрому росту продукта и бизнеса.
L

Lean Startup (бережливый стартап) — методология бережливого стартапа направлена на минимизацию или устранение напрасных усилий и концентрации на создании ценности. Другими словами, цель состоит в том, чтобы исключить расходование ресурсов на любые цели, кроме создания ценности для конечного потребителя. Суть концепции в инерционном подходе к разработке и запуску - разрабатывается минимально жизнеспособный продукт, заменяются результаты, делаются выводы. Далее процесс повторяется, показатели совершенствуются.

Подробнее →
M

M&A-сделки (Merge & Acquisition, Слияние и Поглощение) — процесс объединения активов двух компаний. Есть вида сделки - слияние и поглощение. При слиянии активы объединяются и из двух предприятий получается одно. При поглощении же исходные компании не исчезают, а одна организация покупает более трети доли другой, обе компании продолжают работать, если не происходит дальнейшего слияния.


MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. Эрик Рис описал этот термин в 2011 году в своей книге “Бережливый стартап”. Суть MVP — создать с минимальным количеством усилий тот продукт, который может работать с минимальным количеством функций. Вместо долгой и дорогой разработки конечного продукта с большим набором функций и сценариев, запускается версия с минимальным функционалом, но полностью передающим идею и ценность данного продукта.

Подробнее →
O

Offer (оффер) — переводится как «предложение». В общем смысле — любое, в среде стартапов может быть уникальное торговое предложение (УТП) для клиента, предложение о работе для кандидата, инвестициях, сотрудничестве. Предложение должно быть конкретным и понятным, а ценность для клиента очевидной.
P

P&L или PNL (Profit and Loss) — отчёт о прибылях и убытках за определенный период времени. При построении отчёта берутся все доходы за период и отнимаются расходы. Цель отчета – понять, сработала ли компания в убыток или получила доход за выбранный период.

Product launch (лонч продукта) — запуск нового продукта на рынок. Это этап, когда продукт готов и теперь основная задача - убедить потенциального клиента в необходимости покупки.

Product-led-Growth или PLG (рост, ориентированный на продукт) — бизнес-методология, в которой сам продукт является драйвером привлечения и удержания пользователей. Она лежит в основе таких сервисов как Slack, Dropbox, Calendly и Zoom.

Product-Market Fit — соответствие продукта рынку. Концепция существования продукта на рынке, при которой целевые клиенты компании покупают, используют и рассказывают другим о продукте компании в количестве, достаточном для поддержания роста и прибыльности этого продукта.
R

Retention (удержание) — это коэффициент, который показывает, сколько пользователей компания удерживает в течение определенного периода времени.

ROI (return on investment) — прибыль на инвестированный капитал. Процентное соотношение между доходом и инвестициями. Чем выше процент — тем эффективнее инвестиции.

Roadmap - (дорожная карта) — визуальный план стратегии развития стартапа с этапами, контрольными датами и ответственными лицами. Дорожная карта поможет понять, куда и как движется проект и что должно получиться в результате.
S

SaaS (software as a service) — программное обеспечение как услуга, модель предоставления лицензии на программное обеспечение по подписке. Чаще всего — это облачное решение.

Подробнее →

Smart money (умные деньги) — внешние инвестиции в проект, при которых помимо денег идет дополнительная ценность от инвестора. Это может быть экспертиза в сфере, участие в создании и продвижении продукта. Умные деньги могут быть как от частного инвестора так и от профильного венчурного фонда.
W

White Label (белая этикетка) — модель сотрудничества, при котором одна компания создает продукт, а другая продает его под своим брендом. Термин зародился в музыкальной индустрии, когда копии виниловых пластинок рассылались на радио в белых упаковках — а дизайн и объем производства зависели от реакции первых слушателей. В сфере IT концепция White Label предполагает разные варианты сотрудничества.
Made on
Tilda